ХАССП – система менеджмента качества (СМК), которая внедряется на пищевых предприятиях для идентификации, контроля и управления рисками.
Из чего состоит ХАССП?
Под ХАССП понимается совокупность документов, отлаженных соответствующим образом технологических операций и процессов, которые применяются на предприятии для соблюдения требований международного стандарта ISO 22000:2007 или его отечественного аналога ГОСТ Р ИСО 22000.
Основа ХАССП – это принципы, которые сводятся к основному правилу: «Do – Plan – Check – Act»:
Plan — Планируй сущность
Do — Делай
- разработка целей СМК;
- определение ресурсов;
- идентификация, анализ рисков (опасностей);
- рассмотрение имеющихся и поиск новых возможностей.
Check — Проверяй
- проведение запланированных мероприятий;
- изменение планов в соответствии с ситуацией (при необходимости);
- обмен информацией по вопросам ХАССП с другими подразделениями на предприятии.
Act — Действуй
- мониторинг, измерение процессов;
- оценивание полученных данных по итогам мониторинга.
- разработка мероприятий по улучшению функционирования СМК;
- корректировка обнаруженных несоответствий.
Внедрение принципов HACCP в практическую деятельность предприятий способствует повышению продовольственной безопасности, оптимизации процессов, налаживанию взаимодействия между подразделениями, сокращению расходов на утилизацию брака, формированию положительного имиджа компании на рынке.
Кто обязан соблюдать принципы HACCP?
С 2010 года соблюдение принципов СМБПП (системы менеджмента безопасности продуктов питания) является обязательным для предприятий, деятельность которых связана с пищевой продукцией – заготовкой, производством, хранением, транспортировкой и т.д.
Требование об обязательном соблюдении положений стандарта ГОСТ Р ИСО 22000-2019 указано в ТР ТС 021/2011.
Как проходит внедрение принципов ХАССП?
Работа по внедрению HACCP в деятельность предприятия состоит из нескольких этапов. Осуществляется:
- Планирование.
- Формирование рабочей группы из сотрудников предприятия и внешних экспертов, которые обладают полномочиями в области обеспечения качества продукции. Обязательно должны быть назначены координатор и технический секретарь.
- Составление технического задания (ТЗ). Устанавливается область применения системы и те этапы производства, которые она будет охватывать. ТЗ составляется рабочей группой и подписывается руководителем компании.
- Сбор данных и построение схемы технологического процесса. Предполагает сбор сведений о применяемом сырье, нормативных документах, регулирующих производство, параметрах готовой продукции, сроках ее хранения и правилах использования, анализ последовательности технологических операций и составление блок-схемы.
- Оценка рисков – это определение возможных опасностей, возникающих на разных этапах производства. К ним относятся биологические (попадание в продукты патогенных микроорганизмов), химические (попадание токсичных веществ) и физические (попадание посторонних предметов, например, стекла или пластика) риски.
- Определение ККТ (критических контрольных точек). Под ККТ понимаются те стадии производства, на которых риск может быть исключен или снижен. Например, это термическая обработка, охлаждение, контроль состава готовых изделий.
- Определение пределов для ККТ и проведение корректирующих действий. Это установление нормативных значений, которые должны контролироваться персоналом в каждой ККТ, определение алгоритма действий сотрудников при достижении и превышении предельных значений.
- Разработка системы мониторинга, т.е. определение методов внутреннего и внешнего аудита, с помощью которых будет оцениваться эффективность выстроенной модели управления. Проверки проводятся в плановом порядке или внепланово, если обнаруживаются новые факторы риска.
- Разработка документации. В рамках HACCP предприятиями оформляется политика в области безопасности, рабочие листы, приказ о назначении членов рабочей группы, журналы контроля качества, программа внутренней проверки и т.д.
Практика показывает, что в среднем внедрение системы занимает от 3 недель до нескольких месяцев. Процесс охватывает все подразделения организации.
Как проходит сертификация ХААСП?
Сертификация СМК проводится исключительно в добровольном порядке для:
- формирования положительной репутации;
- роста инвестиционной привлекательности бизнеса;
- выхода на международные рынки;
- получения преференций при участии в тендерах;
- целей оформления декларации на продукты питания по ТР ТС 021/2011 на максимальный срок – 5 лет.
Процедура сертификации СМК проходит по следующему алгоритму:
- Предприниматель направляет заявку специалистам, эксперты анализируют полученную информацию, определяют стоимость и сроки оказания услуг. Стороны согласуют нюансы предстоящего сотрудничества, заключают договор.
- Предприниматель собирает полный комплект документов. Эксперты проводят анализ документации, организуют выезд на предприятие с целью внедрения принципов ХАССП. На предприятии назначаются внутренние аудиторы, которые уполномочены отслеживать эффективность функционирования СМК.
- Клиент получает сертификат.
Максимальный срок действия сертификата ХАССП – 3 года.
На указанный период держатель получает право использования знака качества системы.
Узнать подробнее о сертификации ХАССП можно по ссылке: https://gortest.ru/sertifikaciya-xassp.