Наши мамы, памятуя о годах дефицита, хранили в чемоданах, сундуках и коробках одежду своей молодости или ту, которая стала мала, но еще крепкая. Мне в наследство досталась вещь, которая стала не просто любимой, а была заношена до дыр — рубашка-ковбойка. И дело даже не в том, что промышленность в 80-е не выпускала рубашек в клетку, нет.
Промышленность выпускала и теплые фланелевые, и легкие хлобчато-бумажные рубашки в клеточку. Но та, из сундука, была особенная. Во-первых, крой — кокетка, концы вотротника на пуговках, приталенный силуэт, ткань своеобразного переплетения, карманы на груди. Рубашка сидела так ладно и удобно, что снимать ее не хотелось…
Конечно история рубашки-ковбойки началась не в конце прошлого столетия. Своей популярностью в мире эта рубашка обязана вестернам. Само слово «ковбойка» появилось в 30-е годы прошлого столетия от ковбой – так в Америке называли и называют мужчин, пасущих коров. Американские фильмы про ковбоев, так полюбившиеся публике, сделали своё дело: люди вполне мирной профессии стали олицетворением силы, мужества, стойкости.
Как правило, герой-ковбой – борец с беззаконием, злом, защитник справедливости. В подражании героям появилась мода на детали ковбойской жизни: ковбойские шляпы и брюки (джинсы), ковбойские куртки и рубашки, ковбойские сапоги и аксессуары (ремень, платок, кожаная сумка особого покроя).
Если в интеренете набрать слово «рубашка-ковбойка», то мы получим ответ: это удобная рубашка свободного покроя. Ковбойками называют как мужские рубашки, так и женские, которые могут быть приталенными и сидеть по фигуре. Ковбойка, как правило, имеет кокетку, накладные карманы, клетчатую расцветку.
Итак, рубашка-ковбойка – что она собой представляет? Покрой этой рубашки не так прост:
- кокетка;
- погончики;
- отложной воротник;
- накладные карманы;
- рукава, чаще длинные;
- манжеты.
Изначально такая рубашка шилась из клетчатой хлопчатой ткани, предпочтительные цвета – чёрный, коричневый, красный, белый и бежевый. Носили её, заправив в брюки.
В СССР клетчатые мужские рубашки как раз стали популярны в 50-е, но американские «ковбойки» первыми оценили стиляги.
Писатель Юрий Никитин в своей книге «Мне — 65» написал: «Как громкий непристойный крик в храме, прозвучало в эпоху Хрущева появление в продаже „ковбоек“, так называли рубашки, где впервые на ткани появились клетки. Не яркие, пока еще очень блеклых сдержанных расцветок, но уже не в обязательную полоску или вовсе однотонные. Такие рубашки нарасхват, но завезли их в СССР очень мало. Если учесть, что тогда большую часть одежды не покупали в магазинах, а шили в „индпошиве“, так раньше назывались ателье по пошиву одежды, то большинство стали заказывать рубашки в этих пошивочных мастерских. Мне сшила мама, ярко-красную с оранжевым, и, когда я шел по улице, на меня оглядывались с испугом, словно на марсианина или выходца из ада».
«Тогда ткань в клетку называлась шотландкой. И обязательно нужно было иметь у себя в гардеробе рубашку из нее — с коротким рукавом или с длинным. Потом, через несколько лет, когда мы уже давно не носили такие рубашки, огромная масса людей стали их носить, и промышленность наладила их выпуск» — Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»
На самом деле «ковбойки» в стране появились раньше. Так у Ильфа и Петрова в «12 стульях» Остап под пиджаком носил «рубашку „ковбой“ в черную и красную полоску» (такие ковбойки в красно-черном фланелевом варианте появились в Америке в 1850 г., но стали особенно популярны в 1920-ые).
Именно таким мы видим Остапа в исполнении Арчила Гомиашвили в экранизации Леонида Гайдая 1971 года. Аналогичный образ: красно-черная ковбойка и бежевый пиджак (но вместо белого шарфа черный галстук-селедка) можно увидеть в фильме «За бортом» 1987 года (Дин Проффит — Курт Рассел, художник по костюмам Уэйн А. Финкелман).
В книге «Костюм на экране» актриса Вера Кузнецова пишет, что «ковбойка» стала штампом для обозначения «положительного молодого человека» в кино: работяга, трудяга, может быть и не сразу хороший парень, но исправляющийся. Впрочем, клетчатые рубашки у героев 50-х (как и 60-70 годов) чаще нейтральных цветов: либо более бледные, либо более темные, но уж не такие ярко-оранжевые, как, например, у Костика из «Покровских ворот».
Клетчатые рубашки появляются, к примеру, в фильмах: «Карнавальная ночь» (1956), «Я шагаю по Москве» (1964), Неподдающиеся (1959), «Весна на Заречной улице» (1956). Таких примеров можно найти множество: «В добрый час» (1956), «Приходите завтра» (1963), «Девушка без адреса» (1958), «Королева бензоколонки» (1963), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1963), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др.
Сейчас ковбойки носят и женщины, пожалуй, им эти рубашки нравится больше, чем мужчинам; носят, заправив в джинсы, брюки или юбки и навыпуск, а также связав полы под грудью в узел. Клетчатая рубашка давно стала не только удобным повседневным «верхом», но и стильной деталью, идеально создающей образ в стиле casual.
На самом деле родиной этого предмета гардероба является Шотландия. Там, вместе с клетчатыми килтами и накидками, появилась и мужская клетчатая рубашка. Однако во времена освоения Дикого Запада ее примерили перегонщики скота, работающие на ранчо.
Эра ковбоев была достаточно непродолжительной — всего двадцать лет, но за это время они сумели внести свою лепту в создание нового неповторимого стиля под названием «кантри». Свободный крой, лаконичность, натуральные материалы, украшение узорами или орнаментами, отсылающими к национальным костюмам коренных народов Америки — все это было одеждой, в которой, в первую очередь, было удобно работать.
Клетчатая рубашка всегда придает образу налет легкой небрежности, сочетаясь практически со всеми предметами гардероба. Современные знаменитости тоже большие поклонники денима и ковбойского стиля.
Ковбойская рубашка так прочно вжилась в наш гардероб, что, определено, никогда не выйдет из моды. С 2015 года мода на ковбойский стиль обрела второе дыхание, модельеры и Европы и Америки предлагают новые модные решения — фото 6. А вы носите ковбойки?