Творческий журнал «Креаликум»

Уроки рисования с детьми раннего возраста

Статья сайта Все для деток

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;
— фломастеры (толстые, на водной основе);
— масляная пастель;
— гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
— кисти № 10; 22; 24;
— бумага белая, обои, плакаты;
— бумага цветная;
— бумага для рисования (желательно ватман);
— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;
— крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
— точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

Методические рекомендации

1. Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3. Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5. Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.

6. Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8. Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

10. На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12. Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

13. После окончания занятия надо похвалить малыша.

14. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15. После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16. В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.
Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка «рисунков» детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

— отношение матери к творческой работе ребенка,
— отношение ребенка к данному виду деятельности,
— процент заполнения листа,
— количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5—6 месяцев, не превышали 8—9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6—7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком «глаза в глаза».

Следует отметить, что младенцы до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25—30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу «творчества» ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом «отмены», когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1—2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2—3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1—1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1—1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре — черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс «оживления», когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5—2,5 лет в период «творческого подъема» может сделать 2—3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества — у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью (№ 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15—30) и доходить до 3—40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка — 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры — желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка — зеленый.

Уже в младенчестве мальчик активно «рисовал», смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника «рисования».

5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.
Содержание занятий

Занятие 1

Цель: знакомство с основными цветами.

1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д. ).

2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).

3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.

Занятие 2

Цели:

— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.

Задание:

Раскрасить лист бумаги (½ обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)

Занятие 3

Цель: научить ребенка смешивать цвета.

Задания:

1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.

2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.

3. Предложить малышу поэкспериментировать.

Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.

Занятие 4

Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.

Задания:

1. Раскрасить веер.

2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).

Занятия 5, 6, 7
«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель: научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.

Задания:

Занятие 5 — картинка «Падающий снег».

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8
(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)
Задание:

Нарисовать радугу (с помощью мамы).

Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.

Занятия 9—10

Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).

Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.

Задания:

1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.

2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).

3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.

Занятие 11

Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.

Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.

Задание:

Раскрасить пакетик для подарка куклам.

Занятие 12

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.

Занятие 13

Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.

Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.

Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.

После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.

2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.

Занятия 15—16

Цель: рисование предметов круглой формы.

Задания:

Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».

Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.

Занятие 17

Цели:

— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.

Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.

Занятие 18

Цель: научить ребенка рисовать красками точки.

Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?

2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.

Занятие 22

Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».

Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.

Задание:

На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.

Занятие 23

Цель: рисование красками различных по форме предметов.

Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.

2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).

Занятие 24

Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.

Задания:

1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.

2. Раскрасить их в различные цвета.

Цикл занятий «Пространственное расположение фигур»

Занятие 25

Цель: знакомство с пространственными понятиями «на» и «под», «один» и «много».

Задание:

Нарисовать два дерева: на первом — одно яблоко, под вторым — много яблок. (Контур дерева рисует мама, ребенок раскрашивает.)

Занятие 26

Цель: знакомство с понятиями «в», «рядом», «внутри», «снаружи».

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

1. Положить игрушки в коробку, рядом с коробкой.

2. Положить маленьких матрешек внутрь большой, поставить рядом с большой.

Занятие 27

Цель: знакомство с понятиями «справа», «слева», «между», «вверху», «внизу».

Задание:

Выполнить аппликацию (домик, машинка, солнышко на небе, цветы на лужайке).
Аппликация выполняется с помощью мамы (заготовки делаются дома). Ребенок наклеивает заготовки на лист картона.
Во время работы следует обращать внимание ребенка на изучаемые понятия (дерево расположено справа от дома, машина стоит между домом и деревом, цветы посажены слева от домика, вверху на небе — солнышко, внизу на лужайке — цветы).

Занятия 28, 29, 30 (Завершающие занятия по двум циклам)

Задание:

Выполнение различных аппликаций с использованием геометрических фигур (коврик, мордочка; разноцветные квадраты).

Источник

Наталья Ивко
Наталья ИвкоОпубликовано: 11 октября 2010

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Обсуждение статьи

Комментариев пока нет, начните обсуждение!

guest

Внимание! Комментируя статьи на сайте, вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности!

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Также сейчас читают

Давайте дружить!

Читайте нас в Дзене, в Вконтакте, в Пинтересте, в Телеграме и в Постиле!

Поиск по сайтуБез рубрикиБлогиВ поисках счастья и гармонииГотовим с Марией просто и вкусноЛизины безумные творилкиПледоманияРыцарь крючка и иголкиУютный домик ДарьиЦветотерапияЯ - блоггер на Ali Express и JoomЯ люблю восточные танцыВитринаВыгодно и полезноИнтернет-магазины для рукоделияМагазинчик подарковПлатные мастер-классы и описанияТовары для рукоделияБисер и декоративные элементыТовары для вышивкиТовары для вязания. ПряжаТовары для шитьяДля детейГерои мультфильмов и сказокГотовим вместе с детьмиДевочкамДетский праздник. Подарки. РецептыДетский сад и школаИгры с детьмиИгры дома и в закрытом помещенииИгры на свежем воздухеКомпьютерные игрыНастольные игрыИнтернет для детейКуклы и игрушкиМальчикамНоворожденным и самым маленькимКонверт для новорожденныхЧепчик своими рукамиО детях с улыбкойОдежда для детейОрганизация детского пространстваПоделки с детьмиПознаем мир вокруг вместе с детьмиРаннее развитие детейТовары для детейЧитаем с детьми постаршеЧитаем с малышамиДля домаДизайн интерьераДля детскойДля животных. О домашних питомцахДля кухниСад и огород. ДачаДля женщинДля беременныхОдежда для женщинПодарки и товары для женщинШапка женскаяДля мужчинОдежда для мужчинПодарки и товары для мужчинШапка мужскаяШарф мужскойМода. СтильБохо своими рукамиОдежда с капюшономШебби шикНастрой на творчествоЗарабатываем творчествомИстория и традицииКниги по творчеству и рукоделиюМузей творческих работ. Мастера рукоделияНародные куклы и игрушкиРабочее место для творчестваО сайте. НовостиIn EnglishКолонка главредаСовместники. Игры. КонкурсыПраздники14 февраля. Святой Валентин23 февраля. Защитникам Отечества8 марта. Женский день9 мая. День победыГеоргиевская лента своими рукамиВечерние нарядыДень рожденияКарнавальные костюмыКрещение. КрестиныМасленицаНовый Год 2023. РождествоВенок рождественскийГирлянда новогодняяЕлка своими рукамиЕлка из бумакиЕлка из тканиЕлка из фетраЕлка крючкомЕлка спицамиЕлка схемы вышивкиЕлочные игрушки и украшенияКолокольчик новогоднийКостюмы на Новый годНовогодние персонажи. Символы РождестваДед Мороз крючкомДед мороз своими рукамиСнеговик своими рукамиСнегурочка своими рукамиНовогодние шарыоткрытка новогодняяРецепты на Новый ГодРукоделие к Новому годуСимвол годаУпаковка новогодняяПасха. Поделки и рецептыВенок пасхальныйГирлянда пасхальнаяДерево пасхальноеКорзинка пасхальнаяКролик пасхальныйКурочка пасхальнаяОткрытка пасхальнаяЯйца пасхальныеРецепты праздничныеРождение ребенкаСвадьбаУкрашаем дом к праздникуСервировка столаУпаковка подарочнаяХэллоуин. HalloweenШкольные праздники. Подарки учителямВыпускной в детском садуВыпускной в школе. Последний звонокРецептыДесерты. ВыпечкаБлины. Оладьи. СырникиВыпечка из дрожжевого тестаЖеле. Муссы. Панна-котаКексы. МаффиныКонфетыКрем. Глазурь. УкрашенияМороженое. СорбетыПеченьеПироги. Запеканки. ТартыРулетыТорты и пирожные без выпечкиТорты. ПирожныеКулинарная энциклопедияИстория блюдКулинарные книги и журналыКухонная утварьНапиткиНациональная кухняНаши переводы рецептовО продуктахОбзоры кулинарных сайтовСоветы и секретыСпеции. Приправы. ПряностиО разделе. СпецпроектыВкусно шутимИгры и конкурсы рецептовКаталог кулинарных сайтовКулинарные экскурсииРецепты читателейСборная солянка рецептовРецепты на второе. Горячие блюдаБлюда грибныеБлюда из круп. КашиБлюда из курицыБлюда из мясаБлюда из овощейБлюда из рыбы и морепродуктов.Блюда из субпродуктовБлюда из яицНесладкая выпечкаПастаРецепты с фото. Мастер-классыСалаты и закускиБутерброды, канапе, рулеты, закусочные тортыЗакуски мясныеЗакуски овощные. Закуски грибныеЗакуски рыбныеЗакуски сырныеЗакуски яичныеМясные салаты. Салаты с птицейПаштеты. Икра. МуссыПирожки, булочки, хлебРыбные салаты. Салаты с морепродуктамиСалаты и закуски с субпродуктамиСалаты с грибами. Овощные салатыСупы. Рецепты на первоеБорщи, рассольники, щи, солянкиМясные супы. Супы из птицыОвощные, грибные супы. Супы из крупРыбные супы. Супы из морепродуктовСырные супыХолодные супыТематические рецептыБлюда без термической обработкиБыстро и вкусноГотовим - варкаГотовим - тушимГотовим в духовкеГотовим в мультиваркеГотовим на паруГотовим на сковородкеДиетические рецептыДомашние заготовкиМеню на каждый деньНациональная кухняПостные рецептыРецепты на завтракРецепты на обедРецепты на ужинЧай. Кофе. НапиткиКвасКоктейли безалкогольныеКоктейли с алкоголемКофе. Кофейные напиткиЛикеры. Настойки. Домашние винаМорс. КомпотыЧай. Напитки на основе чаяРукоделиеБатик. Роспись по тканиВаляниеВыжигание по дереву и тканиВышивкаБарджелло. BargelloБискорню. Берлинго. КривулиВиши. Цыплячьи лапкиВышивка бисеромВышивка гладьюВышивка для начинающихВышивка крестомВышивка лентамиДекоративные швыИзонитьКовровая вышивкаМашинная вышивкаМонохромная вышивкаРедкие техники вышивкиСутажная вышивкаСхемы для вышивкиАлфавит. Буквы. МонограммыБабочка. Схемы вышивкиЛистья. Схемы вышивкиМедведь. Схемы для вышивкиСердечко. Схемы для вышивкиСова. Схемы для вышивкиЦветы. Схемы для вышивкиХардангер. HardangerЧерная вышивка. BlackworkВязаниеВяжем аксессуарыВязаные носки и обувьВязаные сумки и кошелькиВязаные украшенияВязаные шапки, шарфы, варежкиВяжем детямВязаные пинетки, носочки, туфелькиШарф детскийВяжем для дома и кухниЦветы вязаныеВяжем для женщинШарф женскийВяжем для мужчинВязание для начинающихВязание крючком. Модели. СхемыАбажур крючкомАмигурумиАнгел крючкомАппликация крючкомБабочка крючкомБактус крючкомБезрукавка крючкомБерет крючкомБолеро крючкомБраслет крючкомБрелок крючкомБрошь крючкомВаза крючкомВарежки крючкомВоротник крючкомГетры крючкомГирлянда крючкомГобелен крючкомГрелка крючкомГриб крючкомДжемпер крючкомДля девочек крючкомДля мальчиков крючкомДля новорожденных крючкомЖакет крючкомЖгут крючкомЖилет крючкомЗаяц крючкомЗвезда крючкомИгольница крючкомИгрушки крючкомКайма крючкомКактус крючкомКапюшон крючкомКардиган крючкомКепка крючкомКлубника крючкомКоврик крючкомКолокольчик крючкомКолье крючокмКомбинезон крючкомКорзинка крючкомКосынка крючкомКоты крючкомКофта крючкомКофточка крючкомКошелек крючкомКролик крючкомКуклы крючкомКупальник крючкомКурочка крючкомЛистья крючкомМандала крючкомМанишка крючкомМедведь крючкомМишка крючкомНакидка крючкомНоски крючкомОвечка крючкомОрганайзер крючкомПалантин крючкомПальто крючкомПанамка крючкомПинетки крючкомПлаток крючкомПлатье крючокмПлед крючкомПодставка крючкомПодушка крючкомПокрывало крючкомПончо крючкомПрихватка крючкомПуловер крючкомРыбка крючкомРюкзак крючкомСалфетка крючкомСапожки крючкомСарафан крючкомСвитер крючкомСердечко крючкомСерьги крючкомСкатерть крючкомСледки крючкомСнежинка крючкомСнуд крючкомСова крючкомСумка крючкомТапочки крючкомТоп крючкомТуника крючкомУзоры крючкомАнанасы крючкомАфриканский цветокБабушкин квадратКвадрат крючкомКосы крючкомКруглый мотив крючкомМотивы крючком нестандартныеРезинка крючкомШестиугольный мотив крючкомЦветы крючкомЧехол крючкомШаль крючкомШапка крючкомШарф крючкомШляпа крючкомШторы крючкомЮбка крючкомВязание спицами. Модели. СхемыБактус спицамиБезрукавка спицамиБерет спицамиБолеро спицамиБраслет спицамиВарежки спицамиГетры спицамиДжемпер спицамиДля девочек спицамиДля мальчиков спицамиДля новорожденных спицамиЖакет спицамиЖилет спицамиИгрушки спицамиКапюшон спицамиКардиган спицамиКомбинезон спицамиКосынка спицамиКоты спицамиКофта спицамиКофточка спицамиКролик спицамиКуклы спицамиЛистья спицамиМанишка спицамиНакидка спицамиНоски спицамиПалантин спицамиПальто спицамиПинетки спицамиПлаток спицамиПлатье спицамиПлед спицамиПодушка спицамиПончо спицамиПрихватка спицамиПуловер спицамиСарафан спицамиСвитер спицамиСердечко спицамиСкатерть спицамиСледки спицамиСнуд спицамиСумка спицамиТапочки спицамиТарелка своими рукамиТоп спицамиТуника спицамиУзоры спицамиКосы спицамиМиссони. Узоры спицамиЦветы спицамиЧехол спицамиШаль спицамиШапка спицамиШарф спицамиЮбка спицамиТехники вязанияБрумстикВязание из мотивов. Пэчворк. ФриформВязание из необычной пряжиВязание из секционной пряжиВязание на вилкеВязание на машинеВязание рукамиВязание с бисеромЖаккардИрландское кружевоКружево крючком и спицамиМногоцветное вязаниеРасчеты и выкройки для вязанияРегланТунисское вязаниеФилейное вязаниеЭнтрелакДекупажКвиллингКомбинируем виды рукоделияКрейзи-вулКрейзи-квилтЛепкаМакраме. Коклюшки. ФриволитеБраслет макрамеМишка своими рукамиМобиль своими рукамиМозаикаМыловарение. КосметикаНеобычное рукоделиеПапье-машеРемонт и переделка одеждыРисование. Роспись. ДудлингСкрапбукингТкачествоТопиарийФлористикаШитье: модели, уроки, советыЛоскутное шитье. Пэчворк. КвилтингСхемы и выкройки для шитьяШитье и крой для начинающихШьем аксессуарыШьем для детской комнатыШьем для домаШьем для кухниШьем куклы и игрушки. ТильдаШьем одежду для взрослыхШьем одежду для детейЯпонские рукоделияКанзашиКинусайгаКумихимоКусудамаОригамиОринуноСашикоТемариСвоими рукамиАбажур своими рукамиАлфавит своими рукамиАнгел своими рукамиАппликация своими рукамиБабочка своими рукамиБерет своими рукамиБлокнот своими рукамиБокалы своими рукамиБраслет своими рукамиБрелок своими рукамиБрошь своими рукамиБрюки своими рукамиБуквы своими рукамиБукет своими рукамиБусины своими рукамиБусы своими рукамиБутоньерка своими рукамиБуфы своими рукамиВаза своими рукамиВалентинка своими рукамиВарежки своими рукамиВенок своими рукамиВешалка своими рукамиВоротник своими рукамиГалстук своими рукамиГамак своими рукамиГирлянда своими рукамиГном своими рукамиГоршок своими рукамиГрелка на чайник своими рукамиГриб своими рукамиДерево своими рукамиДом своими рукамиДомик своими рукамиДракон своими рукамиЕдинорог своими рукамиЕжик своими рукамиЖакет своими рукамиЖелудь своими рукамиЖилет своими рукамиЗакладка своими рукамиЗаколка своими рукамиЗаплатка своими рукамиЗаяц своими рукамиЗвезда своими рукамиЗонтик своими рукамиИгольница своими рукамиИгрушки своими рукамиДетали игрушек. ОдеждаИгрушечная еда и посудаЙо-йо своими рукамиКактус своими рукамиКалендарь своими рукамиКамни своими рукамиКарандаш своими рукамиКарандашница своими рукамиКарман своими рукамиКартина своими рукамиКашпо своими рукамиКимоно своими рукамиКлатч своими рукамиКлубника своими рукамиКлючница своими рукамиКоврик своими рукамиКокошник своими рукамиКолокольчик своими рукамиКолье своими рукамиКольцо своими рукамиКомбинезон своими рукамиКонверт своими рукамиКорабль своими рукамиКорзинка своими рукамиКормушка своими рукамиКоробка своими рукамиКорова своими рукамиКорона своими рукамиКорсет своими рукамиКосметичка своими рукамиКосмос своими рукамиКоты своими рукамиКошелек своими рукамиКресло своими рукамиКролик своими рукамиКубик своими рукамиКуклы своими рукамиКукольные домики. МебельКулон своими рукамиКупальник своими рукамиКурочка своими рукамиКуртка своими рукамиЛебедь своими рукамиЛистья своими рукамиЛовец снов своими рукамиЛошадка своими рукамиЛягушка своими рукамиМагнит своими рукамиМалина своими рукамиМандала своими рукамиМанишка своими рукамиМаска своими рукамиМедведь своими рукамиМедуза своими рукамиМешочек своими рукамиМонограммы своими рукамиМороженое своими рукамиМыло своими рукамиМышь своими рукамиМяч своими рукамиНагрудник своими рукамиНадпись своими рукамиНакидка своими рукамиОберег своими рукамиОбложка своими рукамиОбувь своими рукамиОвечка своими рукамиОвощи своими рукамиОдеяло своими рукамиОжерелье своими рукамиОлень своими рукамиОрганайзер своими рукамиОрганайзеры своими рукамиОткрытки своими рукамиОчки своими рукамиОшейник своими рукамиПакетница своими рукамиПалантин своими рукамиПальто своими рукамиПанамка своими рукамиПанно своими рукамиПаук своими рукамиПейсли своими рукамиПенал своими рукамиПередник своими рукамиПерчатки своими рукамиПижама своими рукамиПингвин своими рукамиПлаток своими рукамиПлатье своими рукамиПовязка своими рукамиПогремушка своими рукамиПодсвечник своими рукамиПодставка под горячее своими рукамиПодставка своими рукамиПодстаканник своими рукамиПодушка своими рукамиПокрывало своими рукамиПолка своими рукамиПолотенце своими рукамиПомпон своими рукамиПончо своими рукамиПоросенок своими рукамиПояс своими рукамиПрихватка своими рукамиПтицы своими рукамиПуговицы своими рукамиРадуга своими рукамиРамка для фотографий своими рукамиРамка своими рукамиРемень своими рукамиРубашка своими рукамиРыбка своими рукамиРюкзак своими рукамиСалфетка своими рукамиСарафан своими рукамиСаше своими рукамиСветильник своими рукамиСвечи своими рукамиСвинья своими рукамиСердечко своими рукамиСерьги своими рукамиСкатерть своими рукамиСкворечник своими рукамиСлон своими рукамиСнежинки своими рукамиСобака своими рукамиСова своими рукамиСтол своими рукамиСумка своими рукамиТанк своими рукамиТапочки своими рукамиТуфли своими рукамиТыква своими рукамиУкрашения своими рукамиБант своими рукамиОбодок своими рукамиУкрашения для волосФартук своими рукамиФонарик своими рукамиФутболка своими рукамиЦветы своими рукамиАнютины глазки своими рукамиЛандыши своими рукамиПодснежник своими рукамиРозы своими рукамиРомашка своими рукамиСирень своими рукамиТюльпан своими рукамиЧасы своими рукамиЧехол своими рукамиШапка своими рукамиШарф своими рукамиШары своими рукамиШкатулка своими рукамиШкольная форма своими рукамиШляпа своими рукамиШнур своими рукамиШорты своими рукамиШтамп своими рукамиШторы своими рукамиЮбка своими рукамиСвоими руками. Мастер-классы по виду материалаИз бисераБраслет из бисераЖгут из бисераКолье из бисераСерьги из бисераЦветы из бисераИз бросового материалаИз бумагиКорзинка из бумагиСердечко из бумагиЦветы из бумагиИз дерева и ветокИз джинсовИз застежки-молнииИз кожиИз конфет и фруктовБукет из конфетИз пластикаИз пластилинаИз полимерной глиныБраслет из полимерной глиныБрошь из полимерной глиныКольцо из полимерной глиныСерьги из полимерной глиныЦветы из полимерной глиныИз природного материалаПоделки из желудейИз проволокииз пуговицИз соленого тестаИз стеклаИз тканиИз фетраИз фоамиранаСезоны. Творческий календарьВесна 2023Зима 2022/23ЛетоОсень 2023Творческий интернетИнстаграм-блогиКаналы YoutubeКаталог сайтовСообщества в соцсетях
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x