Когда люди первый раз приходят в керамическую мастерскую потомучтотак давнохотели, очень интересно наблюдать за ними. Большинство не знают с чего начать, что они хотят попробовать.
Мастер, к которому они пришли заниматься, должен быстро оценить своего нового ученика и предложить ему то, что, либо толкнет его в объятья керамического мира, либо навсегда разочарует. Именно поэтому часто керамические мастерские предлагают конкретные мастер-классы по лепке чашки, тарелки, какой-то симпатичной штучки и т. п. Это маркетинг, он подскажет потребителю, что он, потребитель, хочет.
Но если в вас спит художник, то это его не разбудит. Его разбудит только выдумка, творчество в чистом виде, а для этого нужно понять, что за «зверь» глина. Мне кажется, что именно возможность помять руками и самому сразу ощутить как можно и как нельзя помогает в этом.
Я бы предложила начинать с маленьких вещиц, например каких-то фигурок или элементов декора. И это говорю вам я, которая пришла на первое занятие с двумя эскизами (попроще и посложнее) и сказала: «Хочу сделать это!», чем привела в некоторое замешательство своего мастера. Впрочем мастер был опытным — выбрал более простой вариант и сказал: «Давайте попробуем!».
Это больше было похоже на то, как учат плавать собак: бросили в воду — поплыла, значит не утонет. Получаешь значительное разочарование, когда твоя задумка не получается с первого раза, а ты так все продумал, представил и ожидал шедевр.
Но это все отступления. Итак начнем. Перед вами влажный кусок глины. Если вы нажмете на него пальцем, то по ощущениям сразу вспомните пластилин. Но с глиной работают по другим правилам.
Правила работы с глиной для новичков
Если вы не знаете, какую выбрать глину для работы, посмотрите, пожалуйста, первую часть статьи, в которой я рассказываю о разных видах глины и инструменте, который нам понадобится.
Правило первое — глина сохнет
То, что в данный момент не используется, накрывается влажной тканью или убирается в полиэтиленовый пакет или контейнер с крышкой.
- Глина сохнет, поэтому не нужно ее долго катать, мять, формовать — она покроется сетью трещинок.
- Глина сохнет, поэтому не стоит делать тонких и/или длинных деталей, в зависимости от объема изделия и качества глины толщина слоя не должна быть меньше 5-3 мм, те тонкие красивые штучки, которые вы видели на выставке или в музее сделаны скорее всего из фаянса или фарфора.
- Глина сохнет, поэтому все детали, которые потом нужно будет соединить друг с другом помещаются на влажный коврик или накрываются тканью.
- Глина сохнет и усаживается, поэтому любое изделие станет не только меньше в объемах, но и может искривится при сушке. Именно поэтому сушить не стоит рядом с батареей, кроме этого плоские изделия сушат под грузом, а крупные изделия сушат медленно, накрыв полиэтиленом или тканью.
Правило второе — глина пластична
«Вот удивила!» — скажет кто-то. Это не перечеркивает правило первое, но говорит о том, что все длинные детали провисают, загибаются или отламываются. Так захотите вы сделать жирафа с длинной шеей, а шея не держится, падает и все тут!
- Глина пластична, поэтому все, что влажное нужно поддерживать, чтобы оно сохранило форму, пока не высохнет.
- Но глина пластична, поэтому ей можно придать не только любые формы, на ней можно писать, делать оттиски, налеплять любые детали и украшения!
Правило третье — почти все можно изменить и исправить пока глина не высохла.
Тут хочется рассказать о трех рабочих состояниях глины: шликер, пластично-влажное и коже-твердое. Сразу оговорюсь, это моя градация.
Шликер — это глина разведенная водой до состояния кефира или сметаны.
- Шликер может работать клеем — помогает соединять детали изделия.
- Шликер может заливаться в формы для изготовления изделий литьем.
- Шликер может быть отделочным материалом.
- Если говорить о шликере-клее, то составные части изделия склеиваются шликером из этой же глины, любой другой вариант может подвести.
Про пластично-влажное состояние можно только сказать, что глина в таком состоянии хорошо лепится, раскатывается, обминается.
Коже-твердое — с этим названием вы столкнетесь не раз, оно обозначает подсохшую глину, подсохшую настолько, что под нажатием пальца глина почти не проминается, а вот ногтем ее легко промять. В таком состоянии глина уже хорошо держит форму и позволяет себя декорировать.
Как только глина высохнет окончательно она становится очень хрупкой — чуть нажал и обломил кусок. Но зато глину в высохшем состоянии можно шлифовать, конечно очень нежно и аккуратно.
Стоит сказать, что если изделие треснуло во время сушки и трещина прошла насквозь, то лучше, все отправить размокать и слепить новый вариант из нового куска глины. Можно и склеить, но вероятность того, что изделие останется целым и не треснет по шву во время обжига мала.
Правило четвертое — глина дает усадку.
Любая глина дает усадку при сушке и при обжиге. Если вы посмотрите на характеристики вашей глины то увидите проценты, которые помогут вам понять на сколько ваше изделие изменится в дальнейшем. На начальных этапах возможно не важно учитывать такие нюансы, но в дальнейшем вам придется это учитывать.
Конечно, есть пятое, шестое и двадцать восьмое правило работы с глиной, но пока давайте попробуем лепить.
Приступаем к процессу лепки
Напоминаю, что на столе у вас лежит кусок полотна, фанера или силиконовый коврик. Стоит мисочка с водой. Лежит губка и предметы из набора керамиста. Кроме этого можете подготовить для украшательства выпуклые штампики, рельефные пуговицы, зубочистки, в куски выпуклого кружева, в общем все, что может оставить интересный след на влажной глине.
Кусок глины проще всего резать струной — срезкой, можно попробовать циклей или ножом, но вы увидите как эти инструменты застревают в глине.
Так как мы будем лепить сегодня что-то небольшое, то нам стоит отделить от куска столько глины, чтобы скатать шар около 5 см в диаметре. Затем мы разделим его на 2 части, одну отложим в мешочек или под тряпочку.
Первый кусок мы пустим на плоское изделие.
Будет это кулон, подвеска или елочная игрушка — решать вам.
Так как наше изделие небольшое, мы можем сделать плоскую фигуру просто придавив кусок глины ладонью, а можем раскатать чем-то типа скалки.
Не забудьте, что толщина сырого изделия должна быть не менее 5 мм, если вы в дальнейшем захотите делать оттиски, что-то выдавливать или писать на поверхности, то добавьте еще как минимум 2 мм.
На фото 1 показано как из кома глины получился цветок подвес:
Обращаю внимание на то, что отверстие должно быть довольно крупным — 2-4 мм, чтобы после усадки и глазурирования в него пролез ремешок или крепление для подвеса. Очень популярны для оттисков листья или кружева, они укладываются на поверхность глины и вдавливаются скалкой или ладонью.
На фото 2 помещены уже готовые изделия, на которых рельеф сделан деревянными палочками для шашлыков, зубочистками, стеками, концами фломастеров, фантазия и ресурсы не ограничены.
После того как вы дали волю своей фантазии, нужно обработать край, скорее всего его поверхность испещрена трещинами.
Обрежьте эти тонкие потрескавшиеся края при помощи шила, а потом пригладьте влажной губкой или влажным пальцем.
Положите изделие на ровную поверхность, для сушки хорошо подходят деревянные доски или фанера, гипсовые формы или плотный картон.
Теперь достанем 2 кусок глины, тот, который мы отложили в мешок или под тряпочку.
Посмотрите на него внимательно, кого вы хотите слепить, кто на вас смотрит? Может это сова или пингвин? Может котик? А может динозавр?
Ваша фантазия ограничена только технологией — изделие должно стоять или висеть. Те места, на которых оно будет стоять не будут заглазурированы, изделие должно быть устойчиво, если есть петля или отверстие для подвеса изделие должно быть не массивным и может быть полностью глазуровано.
Если вы решили вылепить зверика с ушками, ножками или крыльями, которые вылеплены отдельно от основной фигуры, то применяем части правила 3 — склеиваем детали жидким шликером.
Тут тоже есть определенные правила. Вы уже помяли глину и поняли, что легко промять и вытянуть мордочку, ушки или шею, но если вы пытаетесь приделать ножки к туловищу, они норовят отвалиться.
Для этого у нас есть клей — шликер. Берем кусочек глины, в отдельной емкости разводим-разминаем его с водой, до состояния жидкой сметаны и … Нет не смазываем детали. В начале на месте соединения деталей увеличиваем поверхность соприкосновения — наносим полоски и царапинки, а затем уже смазываем обильно поверхности шликером и плотно соединяем. Хорошо примазываем, приглаживаем место стыка.
Если вы так приделывали ножки, то даем ножкам подсохнуть, а значит делаем подпорки из бумаги, картона, губок или любых других предметов, которые примут на себя вес изделия и позволят схватится «клею» и высохнуть опорам, см. фото 3.
Первых своих динозавриков я делала цельными, чтобы сделать ножки просто делала крестообразный надрез на животе и формировала ножки, все, что вытянуто из одного куска, прочнее и надежнее.
Маленькие детали типа глаз можно сразу посадить на шликер, придавив сверху зубочисткой.
Обращаю ваше внимание: длинные шеи могут требовать поддержки, длинные хвосты должны иметь довольно толстое место соединения с телом.
Вот еще несколько фото готовых изделий:
Дерзайте, пробуйте фантазируйте! А в следующий раз мы поговорим о плитке и о том, как лепить из пласта глины.