Жирафы очень милые создания и так жаль, что живут они в Африке. Впрочем, при желании и определенных усилиях вполне возможно поселить жирафа в нашем доме и даже на рабочем месте. Пить кофе и чай любят все, особенно когда сидят за компьютером.
Так вот, чтобы любимая кружка не остыла слишком быстро, а заодно чтобы и мебель не пострадала, хочу вам предложить свалять...
Нет, дурака мы сваляем в другой раз, а сегодня будем валять маленькую подставку под горячее, используя приемы сухого валяния. Эта веселая солнечная подставка получилась не смотря на то, что я никогда ничего не валяла, а значит получится и у вас тоже.
Для такого мини-проекта понадобится совсем немного времени и материалов.
Конечно, придется съездить в магазин товаров для рукоделия, чтобы приобрести специальные иглы, щетку-мат, обычную поролоновую губку для мытья посуды или машины, и конечно, шерсть.
По поскольку дефицитом эти товары не являются, много времени такой демарш не займет. Более того, об экономической стороне вопроса тоже беспокоиться не стоит. Весь комплект обойдется не дороже 400 рублей.
Итак, мы с вами покупаем — шерсть (кардочес, но не гребенную ленту) для валяния «жирафской» расцветки (в моем случае это был песочно-желтый или горчичный, красно-коричневый, ярко-желтый, оранжевый и чуть-чуть темно-коричневого или черного).
Первый цвет используем как фон, красно-коричневый для фигурки жирафа, остальные цвета — отделочные, ими мы будем делать пятнышки на шкурке, глаз и рожки.
Шаблон у меня был готовый (размером 17 см х 14 см), который нашелся в рисовальных закромах у дочки. Вы можете найти любую похожую картинку в интернете, перенести ее на плотный картон или пластик и вырезать так, чтобы шерсть можно было положить внутрь контура.
Какие иглы покупать? Вообще, ассортимент игл для валяния шерсти достаточно разнообразен.
В зависимости от толщины иглы, в технике сухого валяния используется четыре основных варианта: грубые, средние, тонкие и очень тонкие. Толщина иглы влияет на скорость сваливания шерсти и качество проработки деталей на поверхности готового изделия.
Эта подставка под горячее была моей первой «пробой пера», поэтому я решила не изобретать велосипед и купила упаковку грубых игл №36 (5 штук в коробочке) для создания основы и первичного приваливания элементов рисунка, и тонких №40 в такой же комплектации для конечной отделки (или как говорят специалисты, для сглаживания поверхности).
Форма игл для сухого валяния вообще не похожа на те, которыми мы шьем, поэтому и работать ими без специальной ручки не удобно. Я решила купить самый простой вариант — деревянную ручку-держатель. Если вам не нравится дерево, можно найти пластмассовый вариант.
Почему нужны специальные иглы для валяния? Если провести эксперимент и попробовать использовать обычную швейную иглу легко будет заметить, что шерстинки друг с другом не сцепляются. А иглы для валяния имеют не только особую форму, но и зазубрины. Поступательные движения иглой вверх-вниз перемещают ворсинки шерсти так, что они словно прилипают друг к другу, за счет чего и получается эффект валяния.
Используя такие иглы, можно выложить рисунок на полотне любой фактуры, а еще придать шерсти нужную форму, что весьма успешно применяется мастерами, работающими в технике сухого валяния (фильцевания).
В процессе работы я пользовалась не только одиночной, но и пучком из трех игл. Соединила три штуки грубых игл №36 сначала скотчем, а потом обычной канцелярской резинкой. Можно было купить пластиковый держатель сразу на семь сменных игл, но поскольку я не знала, понравится ли мне заниматься сухим валянием, я решила подождать.
Вполне хватило того, что я приобрела, поэтому и вам я пока не предлагаю тратить на материалы и инструменты больше, чем необходимо. Кстати, не советую покупать большие упаковки кардочеса, маленьких пакетиков грамм по 20-25 вам хватит на две, и даже три таких подставки.
Что такое щетка-мат? На самом деле обычная щетка, но непривычной формы и не из натурального, а синтетического материала. На фото вы видите два предмета — щетку-мат и обычную губку для мытья посуды.
В процессе работы выяснилось, что щетка-мат придает слишком большую ворсистость той части изделия, которая непосредственно к ней прилегает. Поролоновая губка такого эффекта не дает, что значительно сокращает время работы. Мой опыт показал, что лучше всего использовать и щетку-мат, и губку. Первая ускоряет процесс сваливания основы, а вторая помогает быстро сгладить поверхность. Если такие приспособления не использовать, будете ломать иглы постоянно и значительно увеличите затраты, как в плане рабочего времени, так и финансов.
Некоторые мастера сухого валяния пользуются обычными обувными щетками с синтетической или натуральной щетиной, главное чтобы она была густой и не слишком длинной. Высота ворса в 3 см вполне подойдет для первого опыта.
Теперь о самом процессе валяния. Если вы развернете кардочес основного песочного или горчичного цвета заметите, что волокна уложены слоями. Вот так, как на картинке:
Разверните кардочес на всю длину, чтобы видеть все слои. Снимите два из них и сложите так, чтобы слой был ровный, без дыр. Не забудьте, что формат должен на три-пять миллиметров выходить за рамки шаблона. В моем варианте это был прямоугольник, размером 14 см х 17 см, с силуэтом жирафа, вырезанном в его середине.
Слегка примните руками получившийся прямоугольник из кардочеса, потом наложите его на щетку-мат и начните приваливать. Приваливать означает тыкать сначала одной грубой иголкой по всему периметру прямоугольника, а потом пучком игл (см. картинки выше). Вы сразу заметите какой эффект получается и даже рука почувствует как сцепляются шерстинки. Тыкать иглой/иглами можно в любом направлении — сверху вниз, справа налево, от края к центру и наоборот, главное, чтобы процесс приваливания проходил максимально равномерно по всей поверхности основы нашей подставки.
Как только волокна лицевой к вам поверхности начнут обретать форму сваленного войлока (не слишком плотного), аккуратно снимите с щетки-мата вашу заготовку, сделайте изнаночную сторону лицевой и снова приваляйте.
В процессе работы такую операцию с переворачиванием нужно будет сделать несколько раз, ориентируйтесь на фактуру, которая у вас получается. Она не должна быть ни слишком рыхлой, ни слишком плотной, поскольку нам предстоит еще силуэт жирафа выкладывать.
Посмотрите, что у меня получилось. На правом фото видны просветы, поскольку когда я складывала шерсть для первого приваливания не учла, что толщина пласта подогнанного под размеры шаблона была не совсем однородной. В этом нет ничего страшного. Я просто добавила потом еще немного кардочеса и его приваляла, но в принципе, этого можно было избежать сразу.
Как только структура основы вас удовлетворит в плане плотности, пройдитесь по кромкам получившегося прямоугольника одиночной грубой иглой, придав заготовке более четкие формы. Аккуратно втыкайте иглу в кромку, но уже не в вертикальном положении,а под удобным вам углом. Делайте это осторожно, чтобы не исколоть пальцы. Заготовку при этом на щетку-мат класть не нужно, лучше использовать губку.
Теперь наложим наш шаблон на получившийся прямоугольник-заготовку. Выложим внутри контура жирафа красно-коричневую шерсть и по контуру же аккуратно приваляем. Чтобы было удобно, не выкладывайте шерсть большим куском. Распределите отдельные кусочки на ножки и тело, потом на шею и голову. Это фото поможет вам сориентироваться:
Для приваливания используйте сначала одиночную грубую иглу, затем тонкую. слой должен быть ровным. Двигайтесь от центра фигурки к ее контурам. Непосредственно по контуру делайте более частые проколы. Лучше всего делать это на губке. Иглу держим вертикально.
Приваливаем шерсть до тех пор пока не получится ровно выложенный силуэт жирафа с четкими контурами. Вот такими:
Контуры и рельефы в сухом валянии появляются в том случае, если дольше тыкать иглой по нужным линиям фигур и рисунков. Это поможет вам сделать силуэт жирафа более выраженным и четким.
Теперь, когда фигурка выглядит четко и все ее детали проработаны, можно декорировать шкурку жирафа пятнышками, рисовать глаз и оформлять рожки. Для этого подготовьте по жгутику ярко-желтого и оранжевого цвета. Они должны быть тоненькие и длиной не больше 3 см.
Оберните каждый жгутик вокруг зубочистки или иголки так, как это показано на картинке (фото специально увеличено, чтобы было понятнее):
Намотанный жгутик, снятый с иглы будет похож на маленький клубочек. Этот клубочек, а вернее сказать клубочки можно сделать разных размеров и каждый из них привалять в произвольном порядке по фигурке жирафа.
Таким же образом приваливается глаз и рожки. Единственное исключение, для рожек понадобится просто один тонкий жгутик самого темного цвета, скручивать его в клубочек не нужно. Просто аккуратно приваляйте жгутик по контуру рожек.
Последний этап работы над нашим проектом — сглаживание. Для этого вставляем в ручку тонкую иглу, кладем то, что у нас получилось на стол и начинаем валять всю поверхность подставки
Игла двигается не вертикально, а горизонтально, движения должны напоминать что-то вроде процесса штриховки карандашом по ватману с той разницей, что иглу все же нужно вводить в шерсть.
Сама поверхность подскажет вам как двигаться. Мой жираф, благодаря такому приему, стал выпуклым и объемным, а поверхность выровнялась. Не бойтесь, что останутся дырки. Свойства кардочеса таковы, что после конечной обработки тонкой иглой, шерстинки немного пружинят и приподнимаются, закрывая все отверстия. Теперь посмотрим, что получилось:
Чтобы убрать неровности по периметру подставки, я еще раз прошлась тонкой иголочкой по ее контурам. Можно оставить подставку в таком виде, а можно подшить или подклеить дополнительный слой какой-нибудь ткани или войлока на изнаночную сторону, если толщина готового изделия покажется вам недостаточной.
Хочу поблагодарить замечательного мастера своего дела, рукодельницу Анну Сандлер за консультирование и поддержку, поскольку благодаря ей я воплотила в жизнь эту, хоть и скромную, идею. Как видите, старинная поговорка о том, что глаза боятся, а руки делают, все еще имеет право на жизнь. Творите с удовольствием! Обещаю, продолжение будет!