Женская обувь — отличный способ для творчества и самовыражения. Многие из нас хотя бы раз попытались это проделать с самыми обыкновенными туфлями или надоевшими ботинками. Добавить золотого лоска любимым кедам? Или вдохнуть новую жизнь в старые сапоги, разрисовав их арабскими орнаментами в технике точечной росписи? А может быть сделать маленький шедевр к отпуску на море, превратив обычные шлепки в эксклюзивную дизайнерскую модель с помощью вязаного кружева?
Способов создать авторскую женскую обувь или превратить обычные туфли в произведение прикладного искусства великое множество. Канадский дизайнер и профессиональный фотограф Марина Демпстер (Marina Dempster) для этого выбрала бисер, нитки и пряжу, смело разбавляя их другими экзотическими декоративными элементами:

In // Sensitive by Marina DempsterИсточник: marinadempster.com
Вдохновением для Марины послужили яркие и самобытные работы мастеров мексиканского племени Уичоль (Huichol). Освоив в совершенстве технику работы уичолей с бисером и нитями, она создает настоящие шедевры на основе самых обычных туфель (и, к слову, не только туфель), которые можно купить в любом магазине.
Для начала на туфли наносится пчелиный воск и сосновая смола, затем на эту основу кропотливо выкладываются затейливые узоры из бисера, разноцветных ниток и других декоративных элементов. Точно также, как столетиями это делают мексиканские индейцы.
Узнать больше информации и разглядеть поближе великолепные превращения обычных туфель в объект искусства вы сможете в блоге Марины на страничке коллекции обуви «In//Sensitive».
Вот что говорит о работах Марины Мелани Эган (Melanie Egan), руководитель отдела ремесел, Harbourfront Centre:
«Восхитительные скульптурные туфли Марины Демпстер захватывают зрителя на многих уровнях. Независимо от того, заворожило ли вас скрупулезное мастерство автора, пленены ли вы ее воображением или заворожены использованием цветов, мотивов, материалов и элементов дизайна; вы обязательно начнете думать об обуви совершенно по-другому».
Чтобы лучше понять замысел автора, вложенный в дизайн, рекомендуем вам познакомиться с Интервью с Мариной Демпстер на сайте blogto.com, которое было опубликованно в далеком 2006 году. Чтобы прочитать англоязычный текст полностью, вы можете воспользоваться переводчиком Гугл. Мы же приведем несколько цитат из этого материала в нашем вольном переводе.
- Марина, как вы начали заниматься искусством росписи [предметов] пряжей?
Около восьми лет назад я познакомилась и подружилась с художником и шаманом племени Уичоль Алехандро Лопесом Торресом в Музее Гардинера в Торонто, где я неофициально выступала в качестве переводчика, помогая ему объяснять, почему он приехал из своей далекой деревушки в горах Сьерра-Мадре на северо-западе Мексики, чтобы поделиться традиционным искусством росписи пряжей. (Происхождение племени Уичоль неясно, хотя вполне вероятно, что они связаны с ацтеками и, возможно, были вытеснены высоко в Сьерру испанскими завоевателями в начале 1500-х годов.)
Уичоли называют себя «целителями» и верят, что сохранение жизни и защита творений природы — их исконная обязанность. На протяжении столетий они проводили церемониальные ритуалы, которые, по их мнению, исцеляют Землю и поддерживают равновесие природы. К сожалению, традиционная культура уичолей находится под угрозой, уязвимая для «современного завоевания» (вторжение на землю, туризм, потеря автономии, бедность, болезни, социальные недуги, миссионеры/испанские школы и т. д.).
Для Уичолей картины из пряжи выполняют необходимую функцию исцеления и повествования (особенно учитывая, что у них нет истории письменного языка, но они полагаются на «сердечную память» и психическую связь с предками, чтобы передавать потомкам свою историю и верования), которые также в последнее время высоко ценятся и как продаваемое искусство, помогающее им выживать.
Я думаю, что в наше время, когда глобальные экологические проблемы очень реальны, можно многому научиться у культуры уичолей, которая основана на концепции, что если люди работают для природы, то природа будет работать для человечества. Я надеюсь, что использование этой техники в моей художественной практике стало возможностью для развития взаимодействия между культурами.
- Не могли бы вы дать кратко рассказать о процессе росписи пряжей?
Я сразу же влюбилась в запах сосновой смолы и пчелиного воска под названием «cera de Campeche». Моя работа начинается с покрытия выбранной мной формы восковой смесью, которую я согреваю и размягчаю пальцами рук, а затем распределяю по поверхности, как слой кожи (именно на этом этапе я начинаю творчески прорабатывать форму). Затем в это покрытие укладываю нити пряжи или бусинки, вдавливая их подушечками пальцев, пока вся поверхность заготовки не будет инкрустирована.
Я наслаждаюсь трудоемкостью и медитативностью этого процесса, а постепенное заполнение пространства для меня как награда. Готовые изделия представляют собой абстрактные повествования и импровизации, относящиеся к значительному периоду времени, в течение которого они создаются. Другими словами, они остаются как личные следы на карте во время работы, проходя через периоды трансформации.
Простая техника «живописи (росписи) пряжей» меня захватила полностью. То, что начиналось как серия небольших картин, переросло в серию скульптур. Выбор обуви в качестве основы показался логичным продолжением этой работы, в которой я всегда использую формы, связанные с телом и чувственным восприятием как с чем-то, что нас объединяет.
Первая «носибельная» пара туфель появилась в Суррее (Англия) в местечке Farnham Maltings в январе прошлого года [прим. - 2005 года]. Меня заинтересовала идея того, что мы как бы «обитаем в обуви» — обувь для нас является плотно прилегающей защитной оболочкой (как панцирь божьей коровки или панцирь черепахи), а также сенсорными рецепторами, через которые мы передаем информацию в мозг о местности, по которой мы путешествуем.
Вызывающая обувь на высоком каблуке, стесняет ногу и одновременно приподнимает нас на несколько дюймов , что неизбежно делает нас более чувствительными к земле, по которой мы ходим. Как перемещаться по канализационным решеткам, газонам и другим потенциально опасным тропам на каблуках? Я хотела сделать обувь, которая заставила бы меня чувствовать себя сильнее и более связанной со своим истинным «я» — обувь силы!
Я вижу свои перевоплощающие туфли как настоящие амулеты, которые ценятся за их потенциальные магические силы или за то, что в них находится дух с собственной живой историей. Я полагаю, что туфли всегда были средством выражения культурного и художественного «я» человека... то, что проявляется в моих работах как гибрид мультикультурной этнографии и высокой моды.
Сайт Марины Демпстер: marinadempster.com