Пластилин — замечательное изобретение человечества: относительно недорогой материал, который можно использовать и использовать, из которого можно творить и творить! В этой заметке я расскажу о самом процессе лепки. Здесь не будет парадных фотографий или шедевров из пластилина. Я буду говорить о своем опыте совместных занятий с дочкой, вдруг эта информация поможет и вам для того, чтобы получать обоюдное удовольствие от совместного процесса.
Сейчас, если я задаю дочери вопрос: «Хочешь, мы полепим из пластилина?», она всегда с энтузиазмом кричит: «ДА!». Потому что каждый раз я стараюсь выдумать что-то новое для нее — что-то, что превратит лепку в увлекательнейшее занятие по изучению мира.
Моя знакомая как-то удивленно спросила: «Твой ребенок любит пластилин?»
Откровенно говоря, так было не всегда. Мы пришли к этому не сразу. Сначала было знакомство с материалом — когда я просто наблюдала, позволяя ребенку понять, что это такое, как выглядит, какое на ощупь.
Мы перевели килограммы пластилина, просто смешивая цвета друг с другом, отрывая кусочки и складывая все обратно в коробку. Параллельно старались понять, что такое «шарик», «лепешка», «колбаска» — базовые элементы лепки.
Потом были бестолковые попытки что-то создать — неудачные, я с ходу взяла слишком высокую планку, не приняв во внимание тот факт, что, видимо, моему ребенку на тот момент объемное мышление было еще очень чуждо: она не понимала, как палочка и шарик могут стать сливой, я сердилась и расстраивалась. Какое-то время дочь сама играла с пластилином, но подобные опыты ей быстро наскучили, и тогда мы начали заново — делали «бусы», солнышко, плоского снеговика, придумывали про них сказки, говорили смешными голосами. Ребенок получал удовольствие, я старалась не спешить вперед.
Через какое-то время лепка пластилиновых бус, которые нельзя надеть на шею, дочке наскучила, и мы перешли на новый уровень — строили из шариков бассейны, колодцы и башни, используя пластилин как, в общем-то, конструктор. В этом важным моментом было то, что я активно помогала ребенку заготавливать «строительный материал» — маленькие шарики, потому что редкий малыш запасется терпением и, не видя конечного результата, согласится налепить гору разнокалиберных шариков непонятного назначения. Так мы поняли то, что пластилин может помочь создавать объемные фигуры, пробовали делать яблоки, гусениц, грибочки.
А на днях, взяв скорлупу грецких орехов, решили заняться изучением насекомых и не только. Получилось настолько увлекательно и интересно, что теперь ребенок с замиранием сердца спрашивает, когда мы «слепим подружку для пчелки Майи?».
Во время лепки я рассказывала, что бывает у насекомых, из чего они состоят, где летают и что едят.
Делая крылышки пчелке, мы считали. «Усики» у божьей коровки помогли нам понять, как насекомые могут летать и не ударяться.
Черепаха пришла к пчеле и божьей коровке случайно, но так как надо со всеми дружить и быть приветливым, потому что каждый человек и каждое животное — интересно и удивительно, насекомые приняли ее у себя в гостях и угостили цветочной пыльцой, черепаха из вежливости даже попробовала, а потом пригласила новых друзей отведать ее любимых блюд.
Вот так выглядели только что озвученные мной этапы процесса:
В общем, поле для фантазий — непаханное. Может, вы поделитесь и своими идеями?