Давайте продолжим наш разговор о седьмом чувстве — гармонии. Ссылки на предыдущие части беседы вы найдете в конце статьи.
Ритм, повтор, подобие - это то, без чего гармония не может обойтись. Но все-таки главное — это чувство меры! О чем, о чем, а о ней придумано множество пословиц и поговорок. Видимо наших предков тоже очень беспокоил этот вопрос. Достаточно или слишком? Много или мало? Хватит или через край? Где провести черту между этими понятиями? Испортит ли ложка дегтя бочку меда или просто затеряется в медовой гуще?
Как это понять? Как научиться соразмерять? Как научиться вовремя останавливаться и не перебарщивать? Как развить чувство меры?
Знаете, ремесленником стать просто, нужно просто повторять одни и те же операции, пока не выучишь их на отлично, а вот художником стать сложнее, кроме техники нужно воображение, чутье, талант. Тем не менее все начинали одинаково — копировали, повторяли, одним словом учились. И только потом, обладая определенными навыками и умениями они могли выразить, воплотить свои идеи. Так и в гармонии, нужно сто, а может тысячу раз повторить признанные гармоничные сочетания, созвучия, соразмерения, чтобы потом нутром чувствовать — да, здесь всего в меру, да - это гармонично.
Главный учитель гармонии конечно природа. Почему так получается? Я думаю потому, что мы выросли из ее кущ, мы и есть её составная часть, её производная.
В детстве мы тянулись к ярким цветам или удивительным бабочкам. И тянулись с восторгом! И там, на подкорке, у нас сразу отпечатывалось — вот так красиво, приятно, гармонично.
Взгляните на цветки незабудки. Скромные, голубенькие, неяркие. Но ими можно любоваться бесконечно. Какая простая форма цветка! Простая, но запоминающаяся. Какой нежный голубой цвет — самый приятный голубой. А сочетание светлой зелени и голубых цветков — мечта дизайнера!
Можно было бы вывести незабудки размером с блюдце, но стали бы они от этого лучше? Посмотрите на это фото садовых незабудок, если чуть прищуриться, то словно звездное небо появляется перед глазами — зеленое небо с голубыми и розовыми незабудками. Разве может быть что-то прекраснее неба? Конечно, если бы незабудки были размером с блюдце, то они тоже могли напоминать нам звездное небо, но только с другой точки зрения, метров на 80 дальше, например. Кстати, прием «далеко-близко» очень хорошо приучает соразмерять сочетания, объемы и пр. и др.
Вот прожужжали уши модельеры: женщины крупных форм не носите принты с крупными цветами и крупным рисунком, толстые и невысокие — не носите оранжевое, желтое, красное, белое (яркий моноцвет). А почему собственно? А при том, что если мы отодвинемся от пышнотелой гурии одетой в яркое или крупноцветковое, то увидим…! Увидим круглый апельсин или лимон. Увидим нечто объемное чрезвычайно, яркие цветы или крупный рисунок словно лепят, выделяют и без того крупные округлости.
Каюсь, в молодости я грешила экстравагантными одеяниями. При своем маленьком росте я очень любила носить длинные объемные свитера и куртки. Но теперь то я понимаю как несуразно я в этом смотрелась — маленькие ножки под огромным шаром или кубом. А если бы вместо свитера был только объемный шарф, а под ним укороченная куртка или джемпер по фигуре и прямые брюки в цвет, то, удивительное дело, вдруг появляются ноги, длинные ноги от коренных зубов.
Знаете, природа как никто умеет согласовывать несогласуемое простой расстановкой. Я была на седьмом небе от восторга, когда прочувствовала замысел Природы. Это произошло в мой первый приезд на гору Воттоваара в Карелии. Это необыкновенное место, странное мистическое и даже страшноватое иногда. Но речь не о том. Гора Воттоваара известна своими сейдами — окатанными валунами, стоящими на маленьких каменных «ножках».
Этим камням древние саамы поклонялись и приносили жертвы. Впервые попав туда и почувствовав настрой этого места, я вдруг заметила, что камни разбросаны по гладкой гранитной поверхности в определенном порядке, но все-таки некоторые явно стояли не на месте. Когда же я подошла поближе, то заметила по цвету гранита, что действительно несколько камней были сдвинуты. Хочется тут же провести параллель со стихами — если каждое слово стоит на своем месте, то и стихотворение сразу запоминается, ложится в душу.
Очень большое и очень маленькое очень сложно согласовать между собой, но стоит чуть уменьшить это большое и слегка увеличить маленькое и вот уже они согласуются. Наверно вы припомните как странно воспринял Малыш картину Карлсона «Очень одинокий петух»:
«На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок.
— Картина называется: «Очень одинокий петух», — объяснил Карлсон.
Малыш посмотрел на этого крошечного петушка. А ведь Карлсон говорил о тысячах картин, на которых изображены всевозможные петухи, и всё это, оказывается, свелось к одной красненькой петухообразной козявке!»
Какого размера должен быть петух, чтобы он произвел впечатление?
Математики как всегда постарались найти формулу для гармоничного соотношения, формулу Золотого сечения (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление) — соотношение двух величин a и b, b > a, когда справедливо b/a = (a+b)/b. В процентном округлённом значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %.
Так пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют о том, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Живые системы также обладают свойствами, характерными для «золотого сечения». Например: пропорции тел, спиральные структуры или параметры биоритмов. Так, под золотое сечение попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, есть золотое сечение и в форме яйца, если условную линию провести через его наиболее широкую часть.
Тем не менее при обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3) оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми». Видимо сама пропорция является, скорее, эталонным значением, к которому нужно стремиться или от которого стоит отталкиваться в своих построениях.
И все-таки каждый решает сам какие соотношения, соразмерения гармоничны, какие пропорции приятны глазу или уху. Я только обращаю ваше внимание на работы самого известного и всеми признанного творца — Природы, а воспользоваться ее наработками или изобрести свои пропорции это решает каждый сам.
На этом мы прервемся, а в следующий раз поговорим об акцентах и гармонии.
Предыдущие статьи серии:
— А вы знаете, что такое «седьмое» чувство?
— Что такое «седьмое» чувство? Часть 2