Недавно я участвовала в совместнике Елены Бойковой по вязанию салфетки «Розита». Я расскажу о нем чуть позже, а пока не могу с вами не поделиться интересной историей.
Закончив салфетку, я решила тут же похвастаться. Первым на мои глаза попался брат, задумчиво проходящий мимо моей комнаты со стаканом чая (реальным стаканом, в фирменном подстаканнике РЖД).
Окинув взглядом мою работу он с философской задумчивостью изрек:
— Афина победила Арахну ...
— Причем тут Афина? — с удивлением спросила я.
— Афина у греков была не только воительницей, но и покровительницей рукоделия.
— Про воительницу и богиню мудрости помню. Но что-то ты путаешь. Сейчас все проверю в Википедии, — озадаченно сказала я, не понимая до конца, говорит ли мне брат комплимент или имеет в виду что-то другое. Как социолог по образованию и историк до мозга и костей, он обладает нестандартной манерой мышления и не всегда понятно, шутит ли он, хвалит или просто констатирует факт.
Читаю: Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία — Атхэнайа; микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица», Афина Паллада (Παλλὰς Ἀθηνᾶ) — в древнегреческой мифологии богиня мудрости, военной стратегии и тактики, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.
— Так ты прав! Афина действительно покровительница искусств и ремесел!
— Ну я еще помню матчасть, — загадочно улыбается брат. — А ты хоть помнишь, кто такая Арахна?
— Ты меня совсем не уважаешь? 🙂 Конечно знаю. Но на всякий случай сейчас поищу эту историю, про вызов Арахны Афине. Вдруг там какой-то еще есть подтекст?
Читаю: Ара́хна, или Арахнея (др.-греч. Ἀράχνη «паук») в древнегреческой мифологии[1] [2]— дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон, искусная ткачиха. Называется меонийкой из города Гипепы, либо дочерью Идмона и Гипепы, либо жительницей Вавилона.
Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла.
Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём.
Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса.
Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны.
Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её.
— Надо же, как интересно. Оказывается Арахна по мастерству была равной Афине. Вся суть — в сюжете! — ахнула я.
— А тоже не помнил таких подробностей
— Хм... Значит получается, что ты меня похвалил?
— Получается так, и правда красивая у тебя получилась салфетка.
О салфетке я подробно расскажу в другой раз, а пока закончу историей знаменитой картиной Диего Веласкеса «Пряхи», которая имеет непосредственное отношение к мифу о соперничестве Арахны с Афиной.
Расшифровка сюжета картины из Википедии:
«Пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Также известна под названием «Миф об Арахне». В настоящее время хранится в музее Прадо.
Традиционно считалось, что картина изображает работниц гобеленовой мастерской Королевского монастыря Санта-Исабель в Мадриде. Однако в 1947 году искусствовед Диего Ангуло показал, что иконография картины относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия.
Согласно общепринятой современной трактовке картина изображает состязание между Афиной, в образе женщины слева, и Арахной, работающей справа, повернувшись к зрителю спиной.
На заднем плане публика рассматривает один из завершённых гобеленов Арахны «Похищение Европы» — сюжет, который Арахна использовала среди прочих во время состязания, в соответствии с мифом, изложенным Овидием. «Прях» также можно интерпретировать, как аллегорию искусства, требующего и божественного вдохновения (Афина), и усердного труда (Арахна).