В прошлый раз мы с вами учились делать из глины плитку, а сегодня поговорим о декоре керамической плитки своими руками.
Украшать или декорировать плитки можно, нужно и очень интересно. Почему сегодня мы декорируем именно плитки? Считайте, что это ваши образцы, дальше в своей работе этими же методами вы будете декорировать и вазочки, и тарелочки и бусины, например.
Итак, мы раскатали глину, получили пласт, вырезали из него плитку нужного размера с учетом усадки. Что дальше?
Первое и самое неинтересное занятие — замывка, замывка позволяет убрать небольшие дефекты: царапины, кривизну, задиры глины, мелкие трещинки, но замывать изделие нужно после того, как оно подсохнет. Тем не менее есть такие методы декорирования, которые требуют чтобы материал был влажным.
Способы декорирования для чуть подвяленного состояния глины
1. Фляндровка — это особый способ росписи керамики ангобами.
Фляндровку можно увидеть в народном гончарном творчестве Украины, Болгарии, Белоруссии и других стран. В разных регионах фляндровка имеет свои характерные особенности.
При фляндровке рисунок наносится ровными линиями, одна за другой, плотно друг к другу. Затем резкими движениям с определенной очередностью мастер смазывает эти линии, получая интересный рисунок.
Условием декорирования таким способом является влажная поверхность разрисовки и ангобы определенной густоты (густоты сметаны), причем густота всех ангобов должна быть одинаковой.
Этот способ делают быстро, так как ангоб быстро высыхает и может не дать нужной растяжки. Полосы ангобов при фляндровки нужно подбирать контрасных цветов, тогда узор будет интереснее.
На фото 1 вы видите примеры этого декорирования:
Фляндровка особенно популярна для гончарных изделий. Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба с помощью калячницы.
Продолжая вращать изделие, необходимо рассечь нанесенные полоски деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами через определенные промежутки. Причем смазывать полоски можно в противоположных направлениях — сверху вниз и снизу вверх.
Примерно так же фляндровка выполняется и на тарелке. Только капли и/или полоски ангоба сдвигают радиально, как на рисунке 1.
2. Мраморизация.
Аналогично фляндровке делают мраморизацию изделия. Этот способ декорирования основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия.
Обращаю ваше внимание, что наиболее живописным рисунок получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту (изделие редварительно поливают жидким ангобом) и сами ангобы должны быть более жидкими, чем при фляндровке (густота кефира).
На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону низ (рис. 2/ фото 2).
Изделие нужно наклонять в разные стороны, чтобы усилить переливание ангобов. Помните, чем более густыми будут ангобы, тем хуже они будут растекаться.
3. Табачный ангоб, мокка дифьюжн, или «тэамокка».
Метод декорирования при котором на поверхности растекаются красивые кораллы, деревья, кусты. Говорят, что этот способ декорирования керамики был изобретен на юго-востоке Англии давным-давно.
Как-то раз кто-то очень удачно сплюнул на декорируемую миску жевательный табак и заметил, как по влажной поверхности во все стороны расползаются рисунки, напоминающие веточки, водоросли или кораллы. Зрелище было завораживающим. Но мы с вами плевать на свои плитки и тарелки конечно не будем.
Мокка дифьюжн является результатом химической реакции. Для того чтобы начать процесс, густой шликер наносят на влажное изделие, а затем цветовая смесь, также называемая «чай», наносится сверху кистью или капается калячницей.
Эта окрашенная смесь, которая создаётся путём кипячения листьев табака и смешивания его с водой и красителем, и формирует необычные узоры, иногда смешивают табак, марганец и теплую воду.
Смесь на ночь оставляют настояться, а затем раствор наносят на поверхность изделия в ходе работы на гончарном круге. Но вместо табачного настоя можно использовать Fairi, лимонную кислоту или что-то создающее кислую среду. (фото 3)
4. Декорирование оттисками листьев и цветов.
Кроме вышеуказанных способов декорирования влажное, но слегка подвяленное изделие, можно декорировать оттисками листьев и цветов.
Конечно, оттиски лучше делать по подсохшей глине, но растительные оттиски требуют влажной поверхности. Для оттисков лучше выбрать листья или лепестки (цветы) с хорошо выраженными прожилками. Весенняя зелень слишком нежна, поэтому лучше поискать огрубевшие листья.
Стоит обратить внимание на то, что стебли и черешки могут оставлять слишком глубокие следы, что повышает вероятность растрескивания изделия. Оттиски можно делать разложив растения на глине и прокатав их скалкой (после подсыкания аккуратно поднять и снять растение шилом или иголкой).
Кроме углубленного оттиска, можно сделать рельеф. Для этого пласт с углублением высушиваем и накладываем на влажный пласт и аккуратно прокатываем.
Дальнейшее украшение таких плиток зависит от вкуса и возможностей мастера. Вогнутые отпечатки можно просто покрыть потечными глазурями, таким образом все углубления будут выглядеть темнее, чем основной фон. Можно декорировать оксидами металлов смешанными с прозрачной глазурью.
Рельефные оттиски растений интересней раскрасить ангобами (фото 4).
На этом сегодня мы закончим. А следующий раз я расскажу о техниках декорирования для кожетвердого состояния изделия.
Приятного вам творчества!
Предыдущие статьи серии «Как начать лепить из глины самостоятельно?»: часть 1, часть 2 и часть 3.