— Бабушка! – я прижалась к старым морщинистым ладоням. – Мне нужно статью написать, о происхождении сырников. Ты ведь все у меня знаешь...
— Да что ты, дитятко! Кто ж знает, откуда они взялись? Они всегда были... Вот как создал Бог людей, дал им молоко – так сразу и сырники были.
Бабушке 83 года, она шустренько бегает за коровой Дашкой, ругает три десятка кур, ласково разговаривает с лошадью Ночкой и жарит в печи блины, вкуснее которых я никогда не ела. Простая философия старой деревенской женщины мне по душе – действительно, что за вопрос, сырники и правда были всегда: когда я, учась ходить, сжимала в ручонке домашний оладушек из духовки; зимним сонным утром, когда мама спешила на работу и просила меня дожарить сковородку румяных красавцев; в воскресных завтраках, когда собиралась вся наша семья...
И все же, откуда они взялись, сырники? И почему, собственно, сырники, а не творожники?
Пойдем к началу – к молоку. Издревле (когда никто ни о какой пастеризации речь, естественно, не вел) брали сырой продукт, ждали его сквашивания, сцеживали сыворотку и после некоторых дополнительных манипуляций (в моем регионе, например, это мягкое отогревание в печи) получали то, что сейчас в русском языке называется творогом. Однако, раньше на Руси творога не было, был только сыр – от слова «сырой». Кстати, до сих пор в некоторых деревнях России говорят «сыр», не творог. По той же причине в украинском, сербском и некоторых других славянских языках существует слово «сыр», обозначающее первичный продукт сквашивания молока с последующим удалением сыворотки.
Много позже, когда на территорию Руси начали проникать немецкие, французские, голландские, швейцарские мануфактуры, развивая традицию сыроварения, когда появились собственные российские предприятия, занимающиеся производством сычужных сыров, возникло слово «творог». Таким образом, слово, этимологически связанное с глаголом «творить», возникло для обозначения вещества, получаемого из сквашенного молока, а более «бородатое» понятие привязалось к новому продукту.
Итак, разобравшись с тем, почему сырники называются сырниками, попробуем подумать о том, где они появились. Распространенное мнение о том, что это – блюдо украинской кухни (связанное с языковыми особенностями, о которых мы говорили выше), думаю, никто поддерживать не станет. А вот если мы просто скажем, что сырники относятся к славянской кухне, мы не ошибемся. Сначала где-то на просторах Древней Руси было молоко – скисшее по недосмотру или забывчивости. Волею случая кто-то заметил, что при отделении сыворотки остается достаточно плотная масса. Ее и стали широко использовать в кулинарии, готовили в огромных количествах (практичный способ переработки молока), даже заготавливали на зиму, основательно прессуя и высушивая. Стремясь разнообразить стол, хозяйки придумывали новые блюда – и однажды на столе появились оладьи из творога. Оладьи, которые стали называть «сырниками».
Однако, думаю, что, услышав слово «творожники», мы все поймем, о чем идет речь. Примечательно то, что в «Книге о вкусной и здоровой пище» (М., 1953, стр. 256) то, что сейчас мы обычно называем сырниками, именовалось творожниками.
Не стоит забывать и о том, что некоторых славянских кухнях (например, польской, украинской) сырниками называют творожные запеканки, для приготовления которых используется большое количество сливочного масла и яиц. И все же основное значение этого слова – нежнейшие, вкусные, румяные, тающие во рту домашние оладьи из творога, яиц, сахара и муки или манной крупы.
Например, вот такие...
Лимонные сырники — простой рецепт
Рецепт неоднозначный, и нелюбители магазинных полуфабрикатов могут проходить мимо, а нам очень понравилось — получились нежные, приятные оладьи с лимонным ароматом.
Ингредиенты:
300 г. творога;
0,5 стакана сахара;
1 яйцо;
сок половины лимона;
1 пакет лимонного пудинга.
Я посмотрела — в состав пудинга входит крахмал, лимонный ароматизатор, краситель, сахарная пудра, лимонная кислота. В общем, на мой взгляд, ничего страшного, при желании можно просто заменить пакет пудинга на цедру, крахмал и сахар.
В тесто муку не добавляем.
Все смешиваем, формируем оладьи, обваливаем с двух сторон в муке, жарим на растительном масле.