Как просто все было у древних, — логично, доступно и четко. Земля стояла на слонах, а те на большой черепахе, которая плавала в мировом океане. Философы древности определяли основные законы мироустройства и с ними ни кто не спорил, ведь это прерогатива философов спорить и докапываться до истины.
Но процесс не стоит на месте и вот мы, словно детали огромного механизма, ежедневно, ежемесячно и ежегодно крутимся и движемся по определенным схемам. Мы стали жестче, циничнее и чувствительнее, как не странно. Проходим, пролетаем, проезжаем мимо того, что восхищало людей тысячи лет и сюсюкаем с котиком или домашней улиткой.
Без эмоций листаем ленту новостей и мучаемся из-за нагоняя на работе. Мы мечемся из крайности в крайность безостановочно, словно маятник и мечтаем о непостижимой гармонии, которая была доступна древним.
Согласно Аристотелю у человека имеется 5 основных чувств:
- Зрение.
Это способность видеть окружающий мир. С помощью органов зрения человек получает почти 90% информации. В процессе улавливания и обработки световых волн участвуют помимо глаз, зрительные нервы и головной мозг. - Слух.
Звуковые волны улавливаются ушными раковинами и передаются для обработки в среднее, а затем внутреннее ухо. Преобразованный сигнал от органов слуха поступает в головной мозг. - Обоняние.
Способность различать запахи. Это чувство у человека развито гораздо хуже, чем у животных. Нос является лишь инструментом для улавливания химических элементов из воздуха. Дальнейшую работу выполняют рецепторы (их насчитывается более 2000 видов) и обонятельные нервы. Они перерабатывают информацию, а затем отправляют ее в головной мозг. - Осязание.
Его еще называют тактильным чувством. Человек ощущает прикосновения благодаря специальным рецепторам, имеющимся в коже, мышцах и слизистых оболочках. - Вкус.
Получать удовольствие от принятия пищи нам позволяют вкусовые рецепторы, расположенные на языке, задней стенке глотки, миндалинах.
Это то, чем мы пользуемся ежесекундно. Но, конечно, есть много других неосновных чувств, без которых мы не можем ощущать себя комфортно в этом мире. Чувства голода, чувство равновесия, чувство жажды и прочее и прочее.
Ах да, как же без мифического шестого чувства, когда вдруг непонятно почему начинает сосать под ложечкой, и словно кто-то шепчет тебе прямо в ухо: «Не делай этого, остановись, вернись...» и тут, упс, какая-то катастрофа, а ты стоишь и хлопаешь глазами — «пронесло».
Но я бы еще добавила редкое чувство, которое мы все имеем, но не умеем им пользоваться, назову его «седьмое чувство» — чувство гармонии. Практикующие йогу называют это — быть в центре, восточная мудрость именует это как состояние равновесия.
Автор работы: Josephine Wall
Иногда при взгляде на тот или иной объект мы вдруг говорим: «Вроде ничего, но глаз режет!» А вот это как раз то самое седьмое чувство — чувство гармонии. Красиво-некрасиво — субъективное понятие, для каждой культуры и для каждого человека оно свое. С гармонией все несколько проще, объективнее.
Греки трактовали гармонию как «Согласное несогласное, созвучное несозвучное...». Мне кажется именно гармония настраивает рамки вкуса, вкуса к модной одежде, вкуса к сочетанию цветов, вкуса к размеру и форме. Именно гармония определяет рамки красоты, если так можно выразиться.
Вот приведу один пример из жизни. Гуляя по городу мы с подругой столкнулись с «модной девушкой», по крайней мере она себя несла гордо и на ее лице сияло удовлетворение своим образом. На ней были надеты безусловно модные вещи, но! Чувство гармонии у нее явно отсутствовало: ярко фиолетовое пальто, сиреневые сапожки, лиловые перчатки, чернильные колготки и фиолетовая сумка — 5 оттенков одного сложного цвета! Все, кто утыкался в нее взглядом, замирали в недоумении, ведь смотреть на ЭТО было больно.
Источник фото: livemaster.com
И наоборот — любой букет в стиле икебана, несимметричный, простой лаконичный — прекрасен, смотришь и глаз радуется. Но всякий ли минимализм гармоничен? Черный квадрат Малевича нравится не всем, он скорей будоражит, чем вызывает согласие. А если рассмотреть сложный узор, например мандалу? Яркие цвета и орнаменты сливаются в один гармоничный узор!
Вас не удивляет это? Как получается, что порой несовместимые цветовые сочетания уживаются, уравновешиваются согласуются в орнаменте? А может все дело в порядке, симметрии, повторении?
Подробнее об этом я рассказываю в следующей статье, где мы обязательно выясним, где находится ключ к гармонии и как развить «седьмое» чувство в себе.