В прошлый раз мы начали с вами разговор о декорировании плитки из глины. Сегодня мы этот разговор продолжим, только если в прошлый раз мы говорили о декоре влажных заготовок, то на этот раз мы поговорим о декорировании для кожетвердого состояния изделия.
Пока мы за основу взяли самые простые плитки. Не знаю как у вас, а у меня до сих пор есть проблемы с сушкой плиток. Вроде и укладываю их под пресс, и накрываю тканью, чтобы высыхали постепенно, но нет нет и задерется какой — нибудь угол, а что еще хуже — выгнется сама плитка. Есть такие методы декорирования, которые (как ни странно) помогают избежать этого.
1. Декорирование налепами.
Когда глина приобрела коже-твердое состояние (для тех кто забыл — палец не оставляет вмятин, а ноготь проводит видимую черту) можно вспомнить старинный способ декорирования. Вы наверняка сталкивались с готовыми изделиями, украшенными таким образом. Это и изразцы, и посуда в национальном стиле. Налепы придают объем и выразительность.
Казалось бы — чего сложного? Вырезал фигурку и прилепил на свою плитку. Но не так все просто. Мы помним, что для плитки мы раскатывали пласт толщиной не менее 1 см. Налепы же можно делать тонкими — до 2 мм. Их можно до приклеивания раскрасить ангобами. Но главное — хорошо их приклеить к основе.
В начале размечаем место приклеивания налепа, затем процарапываем место приклеивания крест накрест, наносим «царапки» и на обратную сторону налепа (переворачивать размерные детали лучше с помощью доски), затем промазываем места соприкосновения шликером (глиняной болтушкой) и соединяем.
Необходимо прижать налеп к основе так, чтобы шликер со всех сторон выступил из-под него. По краю налепа стоит пройтись влажной кисточкой или губкой, чтобы не было щели между налепом и основой.
Допустим мы решили вырезать птичку и наклеить на свою плитку. Какие могут возникнуть трудности? Например: отвалилось крыло, или растянулось в процессе переноса.
Что делать? Конечно лучше чтобы на приклееваимых деталях не было длинных выдающихся фрагментов, лучше разрезать на части такую фигуру и приклеить по частям. Но если уже что-то оторвалось? Прикладываем все и заглаживаем место стыка, ведь пока глина влажная, она легко слепляется.
Я, например, очень люблю подводный мир, и поэтому декорирую свои изделия так, словно они облеплены ракушками, кораллами и прочими морскими обитателями. Фото 1.
2. Декорирование жгутами.
Вообще есть целый класс изделий, которые можно создать при помощи жгутов. Но сейчас мы рассмотрим их как украшения.
Жгуты (или как их любят называть колбаски) раскатываются на влажной основе, ведь для декорирования обычно используют тонкие жгуты. Катать следует ладонью, т. к. пальцы оставят бороздки на жгутах. Можно налепить на изделие свернутые спиральки, полоски или волны.
Есть несколько способов приклейки — процарапать поверхность, нанести шликер и прижать жгутик или сделать ложбинку и уже в нее на шликер вложить жгутик.
Как вы уже поняли из жгутов можно свернуть замысловатые узлы или косички, а для того, чтобы жгуты гнулись и не ломались, их нужно сворачивать на влажной ткани или с ее помощью.
Но кроме этого из жгутов можно создать подобие витражных перегородок и декорировать после этого глазурями или стеклом.
Фактуру, созданную с помощью жгутов можно подчеркнуть ангобами или оксидами металлов. Но если же вы будете использовать потечную глазурь, то она красиво затечет в углубления и впадинки.
3. Используем штампы, петли и кусочки глины основы.
Можно создать интересную фактуру с помощью штампов, но можно воспользоваться петлями и декорировать изделие выбирая, вырезая кусочки глины основы. Это практически напоминает резьбу по дереву.
Прорези можно делать разновысокими. Можно делать и сквозные отверстия и прорези. Не стоит только очень увлекаться резьбой, чтобы не забыть о прочности изделия. Все острые углы в прорезях могут послужить причиной растрескивания изделия. Хотя даже простые отверстия делают любую керамику кружевной.
4. Техника росписи «бабблз» (пузырьки)
Хочу рассказать о модной росписи керамики в технике бабблз. Звучит забавно , а по сути — это роспись мыльными пузырями.
Как подготовить раствор для росписи? Ангоб смешивается с небольшим количеством жидкого мыла или средства для мытья посуды в емкости. После чего туда помещается соломинка, с помощью которой надувается желаемое количество мыльной пены.
Поверхность керамического изделия должна быть сухой, чтобы раствор не стекал и не образовывал потеки. При соприкосновении окрашенной мыльной пены и керамики на поверхности изделия появятся красивые тонкие узоры, иногда напоминающие мрамор.
Данные действия повторяются столько раз, сколько потребуется, пока не появится желаемый узор. Если использовать несколько цветов, то работать с ними нужно поочередно. Чтобы избежать смешения цветов перед нанесением следующего слоя поверхность необходимо подсушить.
Керамику, расписанную в технике баблз, обычно обжигают утильно с бесцветной глазурью. Температурный режим соответствует рекомендациям для керамической массы, с которой происходит работа. Очень эффектно такой декор смотрится на тарелках и вазах.
На этом сегодня мы закончим, продолжим учиться лепить из глины самостоятельно в следующей статье.
Приятного вам творчества!
Предыдущие статьи серии «Как начать лепить из глины самостоятельно?»: часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4.