Добровольная бездетность, чайлдфри (англ. child-free — свободные от детей) — отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их.
Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть, могут и не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребенка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри.
Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить об «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри».
Термин «childfree» возник в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостаёт» и они желанны. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, некоторые испытывают неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.
История слова несколько неясна; оно, возможно, было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей (теперь более не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network.
В английском языке слово стало частью обыденной речи, среди чайлдфри часто сокращается до «CF».
Хотя гомосексуалисты и лесбиянки могут быть чайлдфри, они крайне редко обозначаются подобным образом. Подавляющее большинство тех, кто это делает, гетеросексуальны. В условиях вовлечения гомосексуалистов и лесбиянок в сферу воспитания, они могут включаться и в группы чайлдфри.
Чайлдфри ссылаются на множество различных причин, в частности:
* Комфорт и возможность развития:
- Желание иметь больше свободного времени для досуга, хобби, друзей, работы по совместительству
- Желание уменьшить финансовую ответственность
- Боязнь того, что родительство, будучи необратимым шагом, им не понравится
- Способность менять работу и место жительства за короткий срок (спонтанность)
- Желание сохранить уровень эмоциональной и физической близости с партнёром, несовместимое с появлением ребенка
- Нежелание перестраивать дом в соответствии с потребностями ребенка и нормами безопасности
- Осознание того, что рождение ребенка повредит карьерному росту
- Намерение поддерживать определенный уровень контроля над жизнью; нежелательность потери времени, сил, приватности и свободы
* Отсутствие потребности в детях:
- Неимение биологической тяги к родительству
- Юношеское, либо оставшееся с юности презрение к маленьким детям
- Общая неприязнь к детскому поведению
- Побуждение заботиться о родителях, других родственниках, заниматься благотворительностью
- Удовлетворенность общением с детьми в качестве тети, дяди, учителя и т. д.
- Страх и отвращение к физическим условиям беременности, опыту родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней привлекательности)
- Воспоминания о травмирующем или бедном детстве
- Воспоминания об оскорбляющих или отсутствующих родителях
* Безопасность родителя и ребенка:
- Медицинские предпосылки для трудной беременности (например, сахарный диабет, онкологическая группа риска), либо рождения больного (например, депрессия в нескольких поколениях)
- Обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения в сфере привязанностей
- Отсутствие или недоступность качественных детских учреждений
* Вера, что приносить людей в этот мир безнравственно:
- Убежденность в малой вероятности спасения души, и в связи с этим боязнь того, что душа ребенка после смерти будет обречена на вечные мучения в аду
- Невозможность спросить их согласия
- Мир полон страдания, и нельзя гарантировать, что данный человек проживет хорошую жизнь
- «Мир не готов принять моего ребенка, я хочу сначала подготовить его» (высказывание 29-летней девушки-чайлдфри)
- Каждый рождённый должен умереть
- Перенаселённость, экологические проблемы
- Неспособность быть ответственным и терпеливым родителем
- Прежде чем рожать новых детей, нужно сделать счастливыми уже существующих
Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два, частично пересекающихся, аспекта: личный и политический.
Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком эгоистичные, чтобы иметь детей, не вносящие вклад в будущее их нации и т. д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по гораздо более эгоистичным причинам, некоторые основания для того, чтобы стать чайлдфри, скорее самоотверженны, и всегда рождается достаточно много детей, чтобы гарантировать будущее любой нации.
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим.» Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками». Однако, есть новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус.
Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию. Однако, бывают трудности с поиском врача, готового ее провести, особенно в возрасте 20 — 30 лет (возможно из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся все более и более политизированными. Книги и статьи, такие, как «Благо ребенка» Беркетта, доказывают, что чайлдфри перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».
С другой стороны, возмущение, широко распространенное среди чайлдфри, не ведет к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному.
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока еще имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьезно.