В нашей группе ВКонтакте есть тема-обсуждение «Как заработать на рукоделии?»
На этой неделе мы попытались немного постичь Основы композиции, чтобы наши фотографии рукодельных работ выглядели более гармонично.
Рассмотрим несколько основных понятий композиции.
1. Равновесие. Самый простой принцип, который мы чувствуем автоматически. Например — круг в центре квадрата делает композицию устойчивой. Если же он смещен, нам подсознательно хочется что-то добавить, чтобы выровнять картинку. Это часто используется для придания особо смысла, выделения текста.
А вот если взять несколько объектов разных размеров и цветов, задача становится значительно интереснее. Здесь вы можете уравновесить пространство картинки только чутьем. Небольшая помощь — разделите пространство на верх и низ, правое и левое.
В этом принципе используются 2 понятия: вес и направление объекта. Про вес достаточно легко — любой может сказать, какая часть картинки легче или тяжелее. Здесь играет роль тональность (темное кажется тяжелее) и размеры. Направление может быть как видимым (угол треугольника направляет взгляд), так и смысловым (взгляд нарисованного или сфотографированного человека). Но чаще всего художники используют оба варианта. Проиллюстрирую это картиной Да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — мы легко можем проследить петлю — взгляд Анны, потом Марии, потом возврат взгляда Иисуса по прямой через глаза обеих женщин. В эту петлю можно захватить и барашка. А еще тут можно нарисовать классическую спираль, опять начиная с глаз Анны, но это мы уже отвлеклись. В этом и заключается гений Леонардо и прочих — они умеют захватить и не отпускать взгляд.
2. Расположение объекта в пространстве картинки. Это может быть любая воображаемая геометрическая фигура — диагональ, квадрат, круг, зигзаг и т.д. Здесь же рассмотрим Золотое сечение (правило третей). Простое и известное всем правило — лучшее (естественное для восприятия) расположение объекта на 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы (на рис., точки 1-4). Правило простое, но использовать его можно очень творчески. Например, в точке 2 можно расположить не только голову, но и правый глаз человека (это фото будет притягивать взгляд и мало кто поймет в чем дело). Кстати, в программе, которую я советовала на прошлой неделе, при кадрировании можно включить сетку с третями, очень удобно.
3. Акцент. Это когда мы на общем фоне выделяем какой-то объект или его часть с помощью цвета, формы или расположения:
4. Движение. Мы можем показать движение в неподвижной картинке. Это можно сделать как бы «покадровой съемкой»: разные расположения предмета (рисунок выше, иллюстрирующий Направление), увеличением объекта, а также показывая объект в состоянии движения (машина едет):
5. Метр и ритм. Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Ритм — закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания. С этими понятиями хорошо знакомы все вязальщицы и вышивальщицы. Проиллюстрировала сложный ритм своими листиками:
Я взяла принципы, которые мы можем легко использовать для съемки рукодельных работ, но конечно, это далеко не все. Лучше изучить хоть какой-то законченный курс или прочесть книгу, иначе можно запутаться, потому что каждый называет все по своему и я не исключение.
Задание — берем свои работы и снимаем, используя каждый из описанных принципов и их разновидности. Обязательно пишем, какой принцип вы хотели выделить и как. Если времени на полноценную раскладку мало, сделайте просто учебные фото, чтобы понять принципы.
Как развиваться дальше? Смотрите работы конкурентов, но не пытайтесь повторить все точь в точь, это будет плагиат. Вам нужно брать идеи, принципы. Возьмите автора, фотографии которого вам кажутся идеальными, запишите их сильные стороны (на ваш взгляд). Это не очень легкое задание, иногда трудно сформулировать, что нравится. Но научившись этому, вы повысите уровень своей осознанности, как-будто подниметесь на голову выше остальных и будете видеть чуть дальше. Не забывает и о слабых сторонах фото, они есть всегда. Главное, вы должны оценивать все это без оглядки на других, имеет значение только ваше мнение, из этого формируется только ваше видение мира, а это и есть оригинальность, которая привлекает людей.
Юлия Фаранчук, редактор «Рукодельного Рунета» и ведущая темы.